05 вересня 2014

Історія про лідерство та слабкість?


Однажды, придя домой во время празднования трехлетней годовщины моей маленькой дочки, я увидел, как она забилась в угол гостиной, прижимая к себе все подаренные ей игрушки и не желая позволить другим детям в них играть

Первым, что мне бросилось в глаза, было то, что свидетелями этого проявления эгоизма оказались несколько родителей. Я был смущен,
причем вдвойне, из-за того, что как раз в то время читал в университете курс, посвященный человеческим отношениям. И я понимал, или, по крайней мере, чувствовал, чего от меня ожидают эти родители.

Атмосфера была накалена, – дети окружили мою маленькую дочь, протягивая к ней
руки и прося поиграть с теми игрушками, которые сами только что подарили, а моя дочь
решительно им в этом отказывала.

Я сказал себе: "Разумеется, я должен научить дочь делиться с другими! Умение делиться – одно из самых ценных наших достоинств!"
Для начала я попробовал просто попросить ее:
—Солнышко, пожалуйста, поделись со своими друзьями игрушками, которые они тебе
подарили!
—Нет! – упрямо ответила она.

Мой второй метод заключался в обращении к здравому смыслу:
– Солнышко, если ты научишься делиться своими игрушками с ребятами, которые
пришли к тебе в гости, то и они поделятся с тобой игрушками, когда ты придешь к ним!

И снова она без лишних раздумий отрезала:
- Нет!
Я начал приходить во все большее замешательство, ибо было очевидно, что я не имею
влияния.

Третьим методом, избранным мной, был подкуп. Я сказал очень тихо:
— Солнышко, если ты поделишься, я дам тебе что-то вкусненькое. Я дам тебе кусочек
жевательной резинки.
— Я не хочу жвачку! – закричала она.
После этого я начал впадать в отчаяние.

 Для четвертой попытки я выбрал угрозы и запугивание:
— Если не поделишься, тебе здорово попадет!
— Ну и что! – выкрикнула она. – Это мои игрушки! Я не должна ни с кем делиться!

В итоге мне пришлось применить силу.
Я просто взял у нее из рук часть игрушек и раздал их детям:
– Берите, ребята, играйте!

Возможно, моей дочке нужно было получить опыт обладания этими игрушками, прежде чем отдать их другим. (Ведь, в самом деле, как я могу отдать то, чем не владею?)

 Она нуждалась в том, чтобы я, как отец, имел более высокий уровень эмоциональной зрелости и позволил ей получить этот опыт.

Однако в тот момент для меня больше значило мнение обо мне других родителей, а не
рост и развитие моего ребенка и наших с ним взаимоотношений. Я просто изначально был
уверен в собственной правоте: она должна была поделиться, а значит, была неправа, не делая
этого.

Возможно, уровень моих ожиданий по отношению к малолетней дочери был слишком высоким просто потому, что по своей собственной шкале я сам был на нижнем уровне.
Я оказался неспособен или не пожелал отдать ей терпение и понимание и ждал от нее, что она отдаст свои вещи.

В попытке компенсировать недостаточную влиятельность, я занял силу у своего отцовского  положения и авторитета и принудил дочь делать то, чего я от нее хотел. 

Но, занимая силу, создаешь слабость. Слабость занимающего силы объясняется тем, что увеличивается его зависимость от внешних факторов.  


Становится слабей и тот, кто вынужден подчиниться, так как это сковывает рост,   развитие независимого мышления и внутренней дисциплины. 

И в конечном счете ослабевают сами взаимоотношения.

Сотрудничество уступает место страху, и оба человека становятся более эгоистичными и агрессивными.


Стивен Кови,  "7 навыков высокоэффективных людей"

Немає коментарів: